19.03.2024
Нижний Новгород в потемках

Нижний Новгород в потемках

Осмотр Нижнего Новгорода в короткую июньскую поездку у меня начался прямо с балкона отельного номера.

1. Окна выходят на площадь Ленина и памятник ему же. Монумент 17-метрового Ильича был открыт в 1970 году. На площади всегда проходили демонстрации 1 мая и 7 ноября. И на следующий день к памятнику привезли людей на какой-то митинг.

2. Левее Ленина идут бронзовые рабочий с серпом и молотом и группа красноармейцев со знаменем.

3. Накручиваю зум и открываются мне красоты. Хорошо видна кремлевская стена, сползающая по холму, и яркая Строгановская церковь (к ней мы подойдем на следующий день). Шпиль слева — здание речного вокзала, построенное в виде судна. А прямо за ним высокая темная крыша торгового дома Рукавишниковых, к которому мы тоже дойдем. На переднем плане — Канавинский мост, движение по которому было запущено еще в 1933. Изначально назывался Окским. По нему ходили трамваи, но после реконструкций моста с трамваями на нем завязали.

4. Тот же ракурс, но чуть ближе. По центру Ильинская церковь.

5. Берем чуть правее. Перед нами старейшая обитель города — Благовещенский монастырь, основанный еще в 1221 году при закладке Нижнего Новгорода. С тех пор, конечно, ничего не осталось. Церковь с самого лева — Алексиевская, в ней в советское время был устроен планетарий. Рядом с ней корпус братский келий XVII века. Справа Благовещенский собор 1649 года, еще правее — двухшатровая Успенская церковь (пишут, что по документам 1652 уже была возведена). Монастырь действующий. Надо посетить, короче.

6. Теперь смотрим на Стрелку — природный разделитесь на месте слияния Волги и Оки. Мы видим краны грузового порта и Кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского (он же Александро-Невский Новоярмарочный собор), освященный в 1881 году в присутствии Александра III и цесаревича Николая. А строился он в память о посещении Александром II Нижегородской ярмарки. Постоянного прихода не было, прихожанами были приезжавшие на ярмарку купцы, и основное помещение храма открывалось только, соответственно, в ярмарку. В советское время на месте собора планировалось поставить маяк со скульптурой Ленина. Шатры разобрали, но дальше не заладилось (вероятно, началась война). В итоге каменная коробка бывшего храма стала складским помещением. Исходное внутреннее убранство не сохранилось. В войну на центральном барабане была установлена зенитная батарея.

7. Главный ярмарочный дом Нижегородской ярмарки. Ярмарки были на Средней Волге как минимум с XIV века. Сначала в Нижнем Новгороде, потом на Арском поле (под Казанью), после в Васильсурске, а в начале XVII века к стенам Макарьев-Желтоводского монастыря (мы туда ездили, надеюсь, однажды тут будет ссылка на фотоотчет). В 1816 г. Гостиный двор Макарьевской ярмарки сгорел и ее решили переместить на новое, более удобное место (Совпадение? Не думаю. Не знаю.). В итоге ярмарку переместили снова в Нижний, на заливные луга на Оке около места ее впадения в Волгу. Пробная ярмарка состоялась в 1817 году, и там и закрепилась. И вот перед нами сохранившийся Главный ярмарочный дом в неорусском стиле 1899 – 1890 гг. постройки, ставший на тот момент одним из крупнейших пассажей России. Вот тут можно почитать об истории ярмарок подробнее.

Осмотр города продолжился уже после делового ужина на улице Ковалихинской. Что было весьма удачным — как раз рядом оказался объект, который я хотела посмотреть. Мы двинули к нему.

8. Но сначала впечатлились игорным дом А.И. Троицкого («Шахматным домом»). Адрес: ул. Пискунова, 35. В интернете про этот дом рассказывают легенду, что Троицкий устроил у себя в доме клуб с игрой в шахматы на деньги. Однажды к нему пришел некий посетитель и хозяин ему сильно проигрался. Этим человеком оказался Михаил Иванович Чигорин, один из основоположников русской шахматной школы и сильнейший отечественный шахматист на рубеже веков. Выигрыш он не забрал, но взял с Троицкого обещание более не осквернять игру в шахматы деньгами. Тот внемлел, и в память об этом случае переделал дом —  на крыше установили головы фантастических существ с головами льва, склонившимися над доской. Якобы именно они являлись во сне Троицкому и поклялись следить за его обещанием Чигорину. Дверь дома сделана в виде подковы, а ставни втором этаже над ней — в виде шахматной доски.

9. Ну и у нас, как всегда — есть собственник, который всё обещает отреставрировать дом, жалуясь, что здание досталось ему уже в очень в плохом состоянии. В прошлом году у «Шахматного дома» обвалилась одна стена. Сейчас в новостях пишут, что в 2016 году собственник все же проведет реставрацию.

10. Следующий дом по улице Пискунова. Состояния также фигового.

11. А шли мы по улице Пискунова вот к этому дому — модерновому зданию Крестьянского поземельного банка 1916 года, работы архитектора Фёдора Осиповича Ливчака (тезки Шехтеля, который на него во многом повлиял).

12. Ливчак построил серию зданий банков по Российской империи. «Последней работой этой серии стало здание Нижегородского отделения, строительство которого продолжалось с 1913 по 1916 годы. Строение состояло из административного здания, служб и ограды. Кроме проекта здания Ф. О. Ливчак создаёт эскизы трех изразцовых панно для главного здания и лепные майоликовые вставки — «орлы» для фронтонов в боковых флигелей. Возведение зданий банка продолжалось и во время Первой мировой войны, когда все другие строительные работы в городе были свёрнуты.»

13. Обойдем со всех сторон. Кстати, Ливчак много работал в Симбирске (Ульяновске), где в частности построил дом и себе. Мы его видели, он сразу обращает на себя внимание.

14. Майоликовые панно с витязем, крестьянином и батальной сценой из Первой мировой нужно, конечно, сфотографировать при свете нормально.

15.

16. Уже до войны в здании бывшего банка разместился дворец пионеров. И остался им и по сей день — дворцом детского творчества им. В.П. Чкалова.

17. Идем дальше. Ми-ми-мишки у них тут, видите ли.

18. Если бы не автомобиль и пластиковые окна, то кадр бы вполне потянул на 60-е годы. Мы идем мимо Детского парка, из которого несутся запахи сирени.

19. Проходим мимо монументального здания ВГАВТ (Волжской государственной академии водного транспорта), 1935 года. Построил его московский архитектор А.Ф.Жуков, который был с 1949 до 1954 был главным архитектором Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ СССР – ВВЦ).

20. Жилой комплекс 1934 года на улице Минина. От него повеяло чем-то южным. В доме в советское время жили заслуженные артисты и не только артисты.

21. В потеках удалось понять, что здание за забором — заброшенная гостиница «Россия», исходно гостиница горсовета (1931-1935, архитектор А.З. Гринберг) выходящая фасадом на Верхне-Волжскую набережную. Заниматься, похоже, ей не планируют.

На ютубе нашлось видео залаза в гостиницу в 2014 году.

22. Выходим к памятнику Чкалову, уроженцу Нижегородской губернии.

23. Он погиб в 1938 (и он был на тот момент моим ровесником — 34 года!), памятник поставили через 2 года. Автор его — скульптор Исаак Менделевич, друг Чкалова, который изначально планировал поставить на этом месте памятник Горькому.

24. От памятника открывается отличный вид на Волгу. Вниз уходит знаменитая Чкаловская лестница о 560 ступенях, строили ее пленные немцы. Открыта она была 1949 году. Желтое пятно на фото слева — Александро-Невский Новоярмарочный собор, о котором я рассказывала выше.

25. Идем вдоль кремлевской стены (сам Кремль уже закрыт). Таблички очень показательные.

26. Далее путь логично пролегает по центральной пешеходной улице Нижнего — Большой Покровской. Обходим все малые скульптурные формы и осматриваем здания. Вдруг — бац, «Кудяблишная». Ну помните, да, кудябликов, которых предлагала настрелять белочка из рекламы Миздрава? Порылась. Оказалось, что рецепт кудябликов придумал (уже после выхода рекламы, конечно, и по ее мотивам) небезызвестный Кирилл msado Готовцев и запатентовал. А его знакомый ресторатор из Нижнего Новгорода открыл это кафе. Мы правда не зашли. Зато без задней мысли зашли в туалет Бургер Кинга и уже после заметили, что заведение уже закрыто. Дверь только забыли затворить. Неловко вышло.

27. Доходим до наверное самого выдающегося здания на Большой Покровской — Государственного банка (1911-1913 гг.) в неорусском стиле, построенного Владимиром Александровичем Покровским, архитектором, реставратором, исследователем архитектуры, автором множества храмов (он же, кстати, построил здание Ссудной казны в Настасьинском переулке в Москве). Википедия цитирует министра финансов В.Н. Коковцове в письме графу В.Б. Фредериксу: «…Это здание, открытие которого приурачивается к нынешнему юбилейному году, должно служить величественным памятником трехсотлетия царствования Дома Романовых и в сих видах оно выстроено в русском стиле эпохи первых царей из Дома Романовых. Все внутреннее убранство, как-то мебель, электрическая арматура, роспись стен и потолков и проч., до последних мелочей, выдержаны также в русском стиле. Вообще это здание по своей художественности, цельности производимого впечатления, в связи с большими размерами его, должно занять одно из первых мест в ряду других построек русского стиля в Империи». Внутренние росписи были сделаны по эскизам Билибина, и в ночное время хорошо просматривались.

28. Фонарь и росписи на потолке крыльца. Любопытный момент — за всю свою более чем столетнюю историю здание не поменяло исходную функцию: и сейчас это управление Центрального банка РФ по Нижегородской области. Редкость для нашей страны.

29. Кованая ограда банка, прообразом которой стала решётка Теремного дворца Московского Кремля.

Отступление. Что я вычитала по ходу дела. Билибин был автором рисунка эмблемы Российской республики (с марта 1917 по июнь 1918), который исходит к эпохе Ивана III. Эту эмблему сделал своим символом Банк России в 1992 году, и именно этого орла мы и сейчас видим на монетах. Только в новой редакции 2016 года орел на деньгах поменялся и задрал крылья. Билибин после революции эмигрировал, жил в Египте и Франции, но в 1936 году вернулся. Он умер в блокадном Ленинграде. В блокаду умерли и вторая жена и дочь архитектора Покровского (сам он скончался еще в 1931 году). А один из его сыновей от первого брака, Борис, был автором монументальных советских панно и иллюстратором детских книг. Детали биографии мутноваты, но знакомые в мемуарах высказывались о нем не очень положительно.

30. Вдруг мимо нас пролетает толпа ночных велосипедистов.

31. Seks? Океей.

32. Снова запахи сирени.

33. Заглядываем в скверик филологического факультета университета им. Лобачевского, посмотреть на памятник «Ложка вкуса» (2003 год), который поставил местный масложирный комбинат во время очередной ярмарки. Что-то сомнительная какая-то скульптура.

34. Дом купца И.Я. Равкинда, «Дом с грифонами», модерн, 1904 год, с эффектными окнами.

35. Мы прошли до конца пешеходной Большой Покровской и свернули к набережной. Местами не было фонарей и было как-то напряжно. Но обошлось без приключений.

36. Вид на Оку с набережной Федоровского. Синим слева светится финальная точка нашего маршрута — отель.

37. В прошлом году местный застройщик пропиарился и подарил городу памятник…Жюлю Верну (у застройщика ЖК так называется). Скульптура сделана из пластика, имитирующего бронзу. В корзину можно забираться. Привязка по тематике памятника еще в том, что Нижний Новгород упоминается у Жюля Верна в романе «Михаил Строгов».

Ну а мы спустились к набережной, перешли по Канавинскому мосту и к полуночи дошли до отеля, прочапав в итоге 7 км. А на следующее утро, перед завтраком, отправились на еще одну прогулку по городу.

38. Полный маршрут вечерней прогулки (кликабельно).

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: