В праздничный понедельник сгоняли в усадьбу Суханово, которую давно мне рекомендовала посетить родственница, большая любительница красот и старины.
И действительно — место прекрасное. И от Москвы два шага (находится под городом Видное, 7 км от МКАДа).
Хотела обойтись парой слов: думала, солнечная погода все за меня скажет, но начала читать историю усадьбы и не могу не пересказать теперь в подробностях.
До XVIII века эти земли переходили из рук в руки, не буду детализировать, почитать можно хоть тут.
В 1769 году поместье приобрел Алексей Петрович Мельгунов, видный екатерининский деятель, четырежды генерал-губернатор (я, наверное, по институту должна была его помнить, но увы; поистине увлекательную биографию Алексея Петровича можно прочитать здесь). Он же, как выяснилось, заодно 17 лет владел Елагиным островом в Питере (при нем он соответственно назывался Мельгунов остров), где находится ЦПКиО им.Кирова (кстати, надо выложить фото прошлогоднего GeekPicnic, который проходил на острове). А его вторая жена была племянницей Салтычихи и после ареста знаменитой садистки забрала себе на воспитание ее детей.
После смерти Мельгунова, усадьба отошла к его сыну, потом — дочке Екатерине, по совместительству — жене князя Волконского. Именно она выстроила на территории поместья самую выдающуюся постройку — мавзолей, для упокоения праха почившего в войне 1812 года супруга (подробнее об усыпальнице и ее судьбе — ниже).
Далее делами усадьбы занялся племянник мужа Екатерины Алексеевны (своих детей у Волконских не было) — Петр Михайлович Волконский (весьма знатный товарищ), и потом Суханово уже передавалось по его линии.
После революции усадьба горела и разорялась, в ней последовательно располагался революционный комитет, детская воспитательная колония, школа, санаторий, наконец, в 1934 году, дом отдыха свежеобразованного Союза Архитекторов. В 2000-х годах он еще существовал и назывался «Дом творчества архитекторов» («С 2000 года ОАО МЦА «Суханово» принимает отдыхающих, организует семинары, творческие вечера, выставки картин художников-архитекторов г.Москвы, концерты камерной музыки»; отсюда).
Союз Архитекторов владеет усадьбой до сих пор. Но, как обычно бывает, не без тяжб и разборок — на усадьбу претендуют и другие организации, что-то мутное из 90-х.
Меж тем внятной современной реставрации так и не было, постройки ветшают. О том, чтобы устроить музей, речи вообще не идет. Сейчас в усадебном доме расположился понтовый лицей «Перспектива» с пятидневкой . По чужим слухам, это только до поры, как там отучится какое-то газпромовское дитя (по другим слухам — лицей очень неплох, а силами учеников территория поддерживается в порядке). Короче, как всегда, все непонятно и грустно.
Историк и искусствовед Владимир Згура, основатель Общества изучения русской усадьбы, погибший во цвете лет, писал в 1925 году: «Суханово — усадьба уходящая. Не получившая, подобно многим подмосковным, громкой известности в свое время, не воспетая в восторженных стихах, не запечатленная в красивых гравюрах или литографиях, она скромно прошла путь своей художественной жизни и, запущенная небрежными владельцами, никем не замечаемая, доживает свой недолгий век».
Про «недолгий» — не хочется, всегда веришь в лучшее, но XX и начало XXI века вдарили по усадьбе крепко.
Чтобы создать комфортный дом отдыха для советских архитекторов, барские постройки, естественно, необходимо было перекроить. Новые переделки лишили исторического облика и предназначения мавзолей Волконских и перекромсали интерьеры усадебного дома (надо же было где-то разместить 47 номеров, медчасть, кинозал и библиотеку?).
[Справедливости ради замечу, что перепланировкой занимался не кто-нибудь, а архитектор Кокорин, работавший в архитектурно-планировочной мастерской строительно отдела Моссовета под руководством Жолтовского и Щусева, построивший оба Краснохолмских моста в Москве, легендарный павильон «Шестигранник» и приложивший руку к московскому метро.]
Всего же с конца XIX века и в течение советского времени (не будем валить все на Союз Архитекторов) с территории усадьбы исчезли ампирный павильон «Эрмитаж», двухъярусный бельведер у пристани, парковый павильон, старая церковь, памятники Александру I и Елизавете Алексеевне, обелиск, пристань, катальная горка, сфинксы у пруда, оранжереи и пр.
О том, как бурно сейчас застраиваются высотными домами окрестности усадьбы Суханово, и говорить не хочется…
Ну а по тому, что дожило до сегодняшнего дня, предлагаю прогуляться.
Двигаетесь по Расторгуевскому шоссе, пока не упретесь в небольшую бесплатную парковку перед усадьбой. На КПП охрана есть, но ничего не говорит (по крайней мере в выходные проход совершенно свободный). Можно пройти пешком или проехать на велосипеде.
Справа будет огороженная территория с современными теплицами и остатками барских конюшен. Впрочем, конюшня есть и сейчас.
Далее начинаются усадебные постройки: гостевой дом (администрация), дом Притча, гостевой дом и дом управляющего (тоже псевдоготика, в руинах).
Позволю себе несколько цитат из путеводителя (помните, были такие желтенькие в 80-х годах?) М.М.Дунаева «К югу от Москвы», в котором весьма подробно описана усадьба (скачать книгу целиком можно тут): «Любопытной особенностью многих усадеб конца XVIII — первой половины XIX века является сочетание классицистических дворцово-парковых сооружений с псевдоготическими служебными и хозяйственными постройками. Примером такого сочетания может служить и Суханово. Служебные корпуса Суханова привлекают внимание стрельчатыми окнами, зубцами, причудливыми башенками. Прежде комплекс этих сооружений был еще обширнее. Не сохранились ворота между корпусами, а также двухъярусные башни, придававшие всему ансамблю еще более экзотический, «средневековый» облик. Но и в неполном виде эти диковинные сооружения стали сегодня одной из главных достопримечательностей усадьбы».
Насколько я поняла, все 4 корпуса были краснокирпичными, с белыми элементами. Сейчас в таком виде сохранился только дом Притча (церковнослужителей) и то он сильно был перестроен в 30-х гг.
Вот так здание выглядело в 1926 (открытка, источник фото).
Вот оно сегодня. Слева — желтое здание администрации (гостевой дом).
Вид сзади
Фрагмент второго гостевого дома.
Фрагмент дома управляющего. Псевдоготика еще угадывается. Но в целом состояние здания ужасное.
(На моих фото преимущественно «фрагменты», потому что поездка получилось спонтанной: у меня был с собой телевик, но не было ширика; все «шириковые» кадры — с телефона).
Если свернуть налево — начнется барский сад за забором.
И аллеи для прогулок.
А мы поворачиваем направо, где уже видим колонны главного дома (на переднем плане — Кухонный флигель)
За деревьями слева еле заметен жилой флигель. Пишут, что барский дом был исключительно домом для приемов, балов и прочих мероприятий. Семья же жила скромно (возможно как раз в этом флигеле) и то — нечасто наведываясь в Суханово.
Солнце, тени.
На ступенях жилого флигеля, который тоже отдан, как я понимаю, под лицей. Мальчик с бутылью — это все приезжающие ходят на местный родник, который мы, увы, не увидели. Сайт лицея рассказывает, что «родники с удивительной водой, богатой ионами серебра позволили открыть здесь настоящую водолечебницу. Сегодня водолечебницы уже нет, но целебные источники не иссякли».
Мы приближаемся к господскому дому, который с момента его постройки при Мельгунове в 1770 году (сразу после приобретения им поместья) постоянно видоизменялся и перестраивался. Снова цитирую Дунаева, ссылающегося на уже упомянутого Згуру: ««Из сохранившегося в Суханове до наших дней главный дом представляет наименьший интерес», — писал один из исследователей усадьбы, В. Згура, имея в виду прежде всего результаты искажений и переделок. Впрочем, если внимательно приглядеться к зданию, то можно найти следы перестроек, а призвав на помощь воображение, представить себе его прежний облик. В начале XIX века к основе здания (относящейся, как уже сказано, к XVIII столетию) были пристроены шестиколонные ионические портики, а возведенные с двух сторон боковые флигели соединены с ним открытыми колонными галереями. В таком виде усадебный дом походил на многие сооружения подобного типа… Но в 40-е годы XIX века начались перестройки здания, полностью его исказившие. Открытые галереи превратились в закрытые, над правой из них был выстроен жилой этаж, и флигель после этого слился с главным корпусом. Левая галерея была позднее полностью разобрана, а флигель капитально перестроен. Портик дворового фасада заменила колонная полуротонда с чугунными лестницами. Полуротонда эта является сейчас самым эффектным элементом архитектурного облика здания, несколько утратившего после всех перестроек свою художественную ценность и выразительность.»
Увы, какой там прежний облик, даже чугунные лестницы до нас не дошли. В советское время они еще были и дом выглядел вот так:
Вот его сегодняшний вид. Википедия, ссылаясь на издание 1962 года, рассказывает, что «удивление современников вызывало экзотическое оформление внутренних помещений в турецком, египетском и средневеково-рыцарском стиле (по эскизам художника Барбиери). Верхние комнаты Ф. Солнцев оформил в китайском и японском стилях». В каком виде сохранились эти интерьеры после советского периода — непонятно. На сайте лицея есть только несколько фото (см.галерею внизу страницы), по которым угадывается дореволюционная планировка.
Еще в Википедии есть информация, что в 1826 году в усадьбу была привезена из Таганрога меблировка комнаты, где умер Александр I («в том числе диван с бронзовой дощечкой: На сем канапе лежал император Александр Павлович в первые дни его болезни в Таганроге»). Диван и несколько других усадебных реликвий переехали после революции в Исторический музей (и на этом спасибо).
Ремонт, прямо-таки скажем, был не ахти.
В этой стороне к дому примыкал снесенный в 1934 году храм.
Отступала назад на луг, чтобы сфотографировать здание, а там пасутся лошадки из конюшни. Там же у них манеж.
Артефакт времен Волконских.
Барский дом в противоположной стороны.
Тот же ракурс. Некрашенные стены после очередных работ.
Этот же ракурс Советского периода, когда барский дом был корпусом №1 дома отдыха Союза Архитекторов (про коляски — случайно совпало) после перестройки Кокориным.
Совсем недалеко от дома, на берегу Сухановского пруда, находится ампирная беседка-ротонда «Храм Венеры». Когда-то в ее центре располагалась скульптура самой Венеры.
А изнутри купол был расписан кессонами, от которых не осталось и следа.
Аллегорические изображения музыки и охоты.
На другой стороне Сухановского пруда видна часовня преподобного Сергия Радонежского, выстроенная в 2013 году.
Мостик еще один из архитектурных объектов, сохранившихся с дореволюционных времен.
До кучи и старое фото мостика.
Дорога под мостом ведет к дамбе.
Мы же двигаемся через мост в сторону мавзолея. И первым делом видим ее — «Девушку с разбитым кувшином» — копию знаменитой работы П.Соколова в Царском Селе. Исходно статуя украшала родник у пруда в парке, но после ее перенесли к мавзолею.
Так она выглядела в советское время, неплохо сохранившаяся.
А вот сейчас — увы. Буквально недавно (в 90-е или чуть позже) девушке отпилили пальцы и украли разбитый кувшин. После такого варварства ее обнесли оградой. Ограду поставили не так давно, а вот пальцы и кувшин пропали еще до революции.
Рядом — небольшое, обнесенное оградой кладбище.
Надгробная плита Екатерины Алексеевны Волконской, перенесенная из мавзолея. Видимо, праха под плитой уже нет.
Рядом неожиданно два надгробия умерших в младенчестве Пестелей. Отношения к Суханову Пестели никакого не имели. Говорят, что памятники перевезли с уничтожаемых московских дореволюционных кладбищ (для красоты?). История мутная.
А вокруг все цветет.
Мы же приближаемся наверное к самой значительной постройке усадьбы — мавзолею князей Волконских, признаваемой исследователями архитектурным шедевром.
Итак, как уже писала выше — постройку домовой церкви с усыпальницей заказала Екатерина Алексеевна после смерти своего супруга. Построили мавзолей оперативно — в течение одного строительного сезона (то есть с теплой весны до конца теплой осени) 1813 года. Храм был освящен во имя Святителя Димитрия Ростовского. «С 1814-го по 1860 год числилась домовою князей Волконских, но с 1860 года указом Московской Духовной Консистории в октябре за № 6074 предписано считать приходскою» (отсюда).
По поводу авторства проекта встречаются множество расхождений (непонятно, чего гадаю я; есть современные монографии на тему, осталось только прочесть).
У Дунаева написано, что большинство исследователей склоняются к Афанасию Григорьеву, часто всплывает имя Жилярди. Возможно — мавзолей в Суханово их совместное творчество, т.к. они много работали вместе. В книге «Архитектор Джакомо Кваренги» в главе «Стасов» описывается творческое соревнования Стасова с соответственно Кварнеги. В частности на примере «участия в тендере» от Екатерины Волконской:
«Архитекторы должны были сочетать с храмом усадебные больницу и богадельню. В решении храма оба автора отталкивались от хорошо им известного образа римского Пантеона.
Кваренги задумал круглый храм со склепом, объединив его в одном блоке с больницей и богадельней. Такой прием не способствовал образному раскрытию темы погребального храма, и монументальное сооружение в его проекте походит скорее на дворец с великолепной ротондой и коринфским портиком. Зная о необходимости представления проекта и П. М. Волконскому в Петербург, и овдовевшей владелице Суханова Е. А. Волконской в Подмосковье, Кваренги выполнил два комплекта идентичных чертежей (план, разрез, фасад), причем на разрезе и фасаде, предназначавшихся для отправки на просмотр в Суханово, он «вписал» здание в парковый пейзаж.
Стасов задачу решил иначе: он создал пространственный ансамбль с храмом-мавзолеем в виде свободно стоящей ротонды с дорическим портиком, охваченной полукольцевой колоннадой с колокольней на главной оси и флигелями больницы и богадельни по концам. Одобрение получил проект Стасова, отличавшийся большей выразительностью и позволявший осуществлять проект очередями. Выбору проекта Стасова способствовала в немалой степени совпавшая по времени по ездка автора в Москву и возможность его личного объяснения Волконской своего замысла, реализованного в 1813 г. Проект Кваренги остался у зодчего на руках, и после кончины автора его сын Джулио вывез чертежи в Италию, где они и хранятся в ГББ и ГВАХ».
Проект Кваренги можно посмотреть тут, а вот таким получился в итоге мавзолей в Суханово (с описанием проекта Стасова совпадает). Иллюстрация из альбома «Культурные сокровища России. Выпуск девятый. Подмосковные. Книга вторая» Юрий Шамурин, изд. т-ва «Образование», М., 1914 (взято тут)
Дунаев: «Мавзолей представлял собой когда-то отдельно стоящее здание. Круглый в плане, он украшен шестиколонным дорическим портиком с низким фронтоном и оригинальным аттиком с небольшими фронтончиками, который поддерживают изящные кронштейны. Аттик и кронштейны образуют своеобразный орнаментальный пояс, венчающий основную часть здания подобно короне. Над ней, на гладком, прорезанном четырьмя полуциркульными окнами барабане, возвышается купол со шпилем. Прежде на барабане, над самым портиком по обе стороны центрального окна, были помещены две Славы — рельефы из белого камня. Фронтоны аттика также были украшены резными рельефами. Краснокирпичные стены мавзолея первоначально не были оштукатурены. На их фоне четко выделялись детали из белого камня: цоколь, портик, карнизы, аттик, рельефные украшения.
Белокаменная корона, контрастное выделение белокаменного декора на красном фоне вносили в облик мавзолея романтический элемент (что сразу отличает сухановское сооружение от аналогичных ему по назначению). Романтизация смерти — такова главная особенность художественного образа, созданного автором мавзолея. (В связи с этим следует считать принципиально неверным мнение В. Згуры, будто отсутствие штукатурки было результатом недоделок и спешки при строительстве мавзолея. Принцип сочетания белого декора с красным фоном отмечается и в других постройках того времени, в том числе и в классицистических.)
Сзади мавзолей окружала полуциркульная колоннада, в середине которой стояла небольшая колокольня (ее фундамент и нижняя часть сохранились), а на концах — два флигеля, расположенные на одной линии с мавзолеем. В них размещались больница и богадельня. Перед мавзолеем в 1827 году были установлены чугунные жертвенники с вздымающимися языками пламени. […]
Внушителен интерьер мавзолея, где четыре пилона, чередующиеся с парными колоннами, образуют круглый зал, под которым, в подвальном помещении, находится несколько погребений семейства Волконских. Купол внутри мавзолея был расписан кессонами.
На этом фото видна колокольня.
Однако сейчас мавзолей Волконских предстает перед нами вот в таком виде.
Разобрана колокольня и галерея, флигели соединены в ротондой крытыми переходами, здание оштукатурено и выкрашено желтой, под цвет усадебного дома, краской — все это результаты переделок 1935, когда Суханово переделывали в дом отдыха.
Помимо того, что облик мавзолея так сильно исказили (иконостас и лепнина были уничтожены), его превратили в… столовую! (Столовую, Карл!)
Из подвала выгребли останки Волконских (всего там было на тот момент 5 могил) и вроде бы захоронили рядом. Местные рассказывали, что помнят, как выбрасывались гробы из склепа, как из саркофагов кормили скот. А сама же столовая функционировала чуть ли не до недавних времен (в 2010-х гг.).
«На месте сломанной колокольни устроили кухню, а в самой церкви, как раз над склепом с останками бывших владельцев, поставили огромной подковой обеденный стол. Отсюда возникла одна из сухановских поговорок: «Пируем, сидя на князьях».
На полукруглом столе обязательно стояли кувшины с клюквенным морсом, наливки, разнообразные соленья и маринады. Особенно славились рассыпчатый творог и густая простокваша с пенкой, котлеты из нескольких видов мяса — вроде пожарских, описанных еще в «Евгении Онегине». Десерты по преимуществу подавались белые — домашние пломбиры, легкое бланманже на старинный французский лад, сбитые сливки от собственных коров.
Отпраздновать Новый год или просто пожить сюда приезжали люди замечательные. Придирчивый Иван Владиславович Жолтовский, рафинированный поклонник итальянского Ренессанса; маститый Алексей Викторович щусев, автор 30 дореволюционных церквей и Мавзолея Ленина; молодой и изысканный интерпретатор античной классики Георгий Павлович Гольц — все те, кто рисовал и строил грандиозную архитектурную утопию «сталинского ампира». В своих московских квартирах среди увражей in folio и гравюр Пиранези и здесь, в Суханове, в усадебном мире, тщательно огражденном от «колхозного строя», они могли уйти от обычной жизни, чтобы создавать фантастические многоколонные образы гармонии советского государства,» — писал Коммерсантъ в 2000 году со слов академика Дмитрия Швидковского.
Детали сегодняшнего мавзолея. Когда мы подошли, он был закрыт. Пишут, что с 2010 года в ротонде (в купольном зале мавзолея) начались богослужения (проходят каждое воскресенье в 14.00; за актуальность информации не ручаюсь).
Узнаете чугунный жертвенник?
Вот еще одно старое фото (из книги Дунаева) с его участием.
Второй был утрачен.
Еще один чугунный элемент усадебного декора — ваза.
Пока обходим мавзолей, замечаю остатки лестницы советского периода. Вела она к реке (а ведь в усадьбе еще были организованы каскадные пруды).
Флигель (один из тех, что был богадельней) отреставрирован. Сидит администрация.
Найдите собачку на фото.
Вензель Волконских заменили на вензель действующих хозяев.
Удаляемся по аллеям…
замечая еще одну историческую постройку — ледник (т.е. предшественник холодильника, в котором продукты охлаждались за счет наполняющего помещение льда).
Пока это все. В ближайших планах доехать до Исторической библиотеки и прочитать уже не урывками, а детально об истории усадьбы Суханово (речь идет об издании 1911 года Юрия Шамурина «Культурные сокровища России» и новое издание — монография Бориса Якеменко «Суханово» 2008 года). Может тогда что-то и обновлю в этом посте.
Источники:
— об усадьбе в Википедии (главное — источники)
— www.russpro.ru — большая работа, собрано много материалов по Суханово + старые фотографии, которые были использованы в этом посте
— М.М.Дунаев «К Югу от Москвы», Москва, «Искусство», 1986
— книга «Архитектор Джакомо Кваренги» на сайте http://nastyha.ru/
— биография А.П.Мельгунова
— бывший сайт дома отдыха архитекторов «Суханово»
— сайт лицея «Перспектива»
— пост юзера с фотографиями
Bonus:
— вроде бы официальный, но какой-то мутный сайт усадьбы с дохлой группой в ВКонтакте.
— подробные посты юзера о Суханово: 1, 2 и 3 (я их обнаружила уже после написания своего текста)
— отзывы на autotravel.ru
— книга Б.Якеменко «Суханово», которую можно купить в интернете.
Кувшин и пальцы девушки исчезли еще в дореволюционные годы. Так что 90-е тут не причем. Почитать об этом можно тут. Там в комментариях даже фотографии 1914 года приложены. http://vladimirdar.livejournal.com/38352.html
Спасибо за уточнение. Читала этот пост, но момент про пальцы пропустила. Где-то в другом месте дезинформировали.