Наконец-то добрались посмотреть живьем на гараж Госплана, построенный для автомобилей сотрудников Госплана СССР в 1936 году. Это последнее реализованное строение архитектора Константина Мельникова: дальше началась жесткая критика архитектора, пришел сталинский ампир; Константин Степанович был вынужден самоустранится, занялся живописью и преподаванием.
«Технологической сути я почти не касался, предоставив вести это, а также и разработку чертежей своему весьма исполнительному сподвижнику архитектору В.И. Курочкину, занявшись сам рисовкой архитектуры внешних форм», писал об этом проекте Мельников. Вместе с Курочкиным он занимался и своим предыдущим проектом — гаражом Интуриста (1932-34).
Про простые пластичные формы уже много написано умных слов. Вот, например, процитирую (из Викимапии, надо поискать откуда они взяли): «Нарастание пластического начала достигает здесь апогея, превращая здание в трехчастную скульптурную композицию. Распластанный спокойный объем гаража с тянутой лентой окон врезается в куб, стена которого прорезана круглым окном, охваченным снаружи гибкой спиралью, прорезанной, в свою очередь, вертикалью трубы. Примыкающий справа прямоугольный объем прижат сплошь каннелированным торцом к круглящемуся обрамлению гаража и напоминает сжатые меха гармони. Выражение сжатой энергии, не находящей выхода, вероятно, свойственное К.С. Мельникову в тяжелые для него годы, воплотилось в этом отдаленном от центра города, но принадлежащем одному из центральных государственных ведомств техническом сооружении».
Ключевой элемент фасада — огромное круглое окно, который Мельников называл «глазом». В этой части корпуса располагалась столовая сотрудников (всё по делу). А через нее проходила труба котельной (вот как это выглядело, еще фото). Впоследствии трубу убрали, нарушив замысел архитектора. В каком году — неясно, но вот на фото 1957 года ее уже нет.
Кто-то видел в этих формах фару и решетку радиатора, но историк архитектуры Николай Васильев пишет, что Мельников «никогда не ссылался на конкретику своих образов».
В 1990 гараж включили в Список объектов культурного наследия Москвы регионального значения. В 1997 году включили в список зданий, разрешенных к приватизации. В 2014 гараж Госплана горел, пострадали внутренние помещения, в 2015 — хулиганил арендатор: поставил незаконные пластиковые окна и пытался что-то надстроить.
В постсоветское время в гараже сидел 8-ой таксомоторный парк, потом — станция техобслуживания «Вольво». Сейчас (март 2018) на двери висит табличка «Энергос» (контора по строительству и обслуживанию объектов теплоснабжения), сидят еще какие-то арендаторы, например, типография.
Адрес гаража Госплана: ул. Авиамоторная, 63 к.1 (если карты не будут находить, ставьте в навигаторе соседний дом — 59, а там уж доедете). Своим ходом: от метро Авиамоторная 1,4 км пешком или на автобусе до остановки «4-я Кабельная улица — Дворец единоборств». Чтобы подойти к фасаду (а он за забором), надо сунуть руку в калитку и нашарить кнопочку открытия дверей.
И фото. Спасибо неистово-солнечному дню за них. Я честно не накручивала контрастность. =)
1. Вид с противоположной стороны дороги. Не самый презентабельный, зато нет листвы, которая все закроет. Сейчас думаю, что это ядрено-желтое, как раз надстройка нехороших арендаторов.
2. Подходим ближе. С калиткой нас сориентировал местный молодой человек.
3.
4.
5. Окно уже давно не работает световым фонарем. Сейчас наглухо забито жалюзями.
6. Может что-то автомобилеобслуживающее еще есть среди арендаторов: много непонятной техники вокруг (во дворе какая-то ржавь).
7.
8. Какие-то у меня тут вообще ассоциации с серпом и молотом.
9. Гипертрофированные каннелюры.
10. Обходим. Сбоку красить уже не стали.
11. Наклонные окошки идут вдоль лестничных маршей.
12. Сомнительного вида задний двор. На коричневой двери написано «Красивые букеты», угу.