Гараж Госплана Мельникова

Наконец-то добрались посмотреть живьем на гараж Госплана, построенный для автомобилей сотрудников Госплана СССР в 1936 году. Это последнее реализованное строение архитектора Константина Мельникова: дальше началась жесткая критика архитектора, пришел сталинский ампир; Константин Степанович был вынужден самоустранится, занялся живописью и преподаванием.

«Технологической сути я почти не касался, предоставив вести это, а также и разработку чертежей своему весьма исполнительному сподвижнику архитектору В.И. Курочкину, занявшись сам рисовкой архитектуры внешних форм», писал об этом проекте Мельников. Вместе с Курочкиным он занимался и своим предыдущим проектом — гаражом Интуриста (1932-34).

Про простые пластичные формы уже много написано умных слов. Вот, например, процитирую (из Викимапии, надо поискать откуда они взяли): «Нарастание пластического начала достигает здесь апогея, превращая здание в трехчастную скульптурную композицию. Распластанный спокойный объем гаража с тянутой лентой окон врезается в куб, стена которого прорезана круглым окном, охваченным снаружи гибкой спиралью, прорезанной, в свою очередь, вертикалью трубы. Примыкающий справа прямоугольный объем прижат сплошь каннелированным торцом к круглящемуся обрамлению гаража и напоминает сжатые меха гармони. Выражение сжатой энергии, не находящей выхода, вероятно, свойственное К.С. Мельникову в тяжелые для него годы, воплотилось в этом отдаленном от центра города, но принадлежащем одному из центральных государственных ведомств техническом сооружении».

Ключевой элемент фасада — огромное круглое окно, который Мельников называл «глазом». В этой части корпуса располагалась столовая сотрудников (всё по делу). А через нее проходила труба котельной (вот как это выглядело, еще фото). Впоследствии трубу убрали, нарушив замысел архитектора. В каком году — неясно, но вот на фото 1957 года ее уже нет.

Кто-то видел в этих формах фару и решетку радиатора, но историк архитектуры Николай Васильев пишет, что Мельников «никогда не ссылался на конкретику своих образов».

В 1990 гараж включили в Список объектов культурного наследия Москвы регионального значения. В 1997 году включили в список зданий, разрешенных к приватизации. В 2014 гараж Госплана горел, пострадали внутренние помещения, в 2015 — хулиганил арендатор: поставил незаконные пластиковые окна и пытался что-то надстроить.

В постсоветское время в гараже сидел 8-ой таксомоторный парк, потом — станция техобслуживания «Вольво». Сейчас (март 2018) на двери висит табличка «Энергос» (контора по строительству и обслуживанию объектов теплоснабжения), сидят еще какие-то арендаторы, например, типография.

Адрес гаража Госплана: ул. Авиамоторная, 63 к.1 (если карты не будут находить, ставьте в навигаторе соседний дом — 59, а там уж доедете). Своим ходом: от метро Авиамоторная 1,4 км пешком или на автобусе до остановки «4-я Кабельная улица — Дворец единоборств». Чтобы подойти к фасаду (а он за забором), надо сунуть руку в калитку и нашарить кнопочку открытия дверей.

И фото. Спасибо неистово-солнечному дню за них. Я честно не накручивала контрастность. =)

1. Вид с противоположной стороны дороги. Не самый презентабельный, зато нет листвы, которая все закроет. Сейчас думаю, что это ядрено-желтое, как раз надстройка нехороших арендаторов.

2. Подходим ближе. С калиткой нас сориентировал местный молодой человек.

3.

4.

5. Окно уже давно не работает световым фонарем. Сейчас наглухо забито жалюзями.

6. Может что-то автомобилеобслуживающее еще есть среди арендаторов: много непонятной техники вокруг (во дворе какая-то ржавь).

7.

8. Какие-то у меня тут вообще ассоциации с серпом и молотом.

9. Гипертрофированные каннелюры.

10. Обходим. Сбоку красить уже не стали.

11. Наклонные окошки идут вдоль лестничных маршей.

12. Сомнительного вида задний двор. На коричневой двери написано «Красивые букеты», угу.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: