Дом Пикассетт (Maison Picassiette) в Шартре

К оглавлению нормандской поездки-2010

фото с сайта: http://folliesofeurope.com
фото с сайта: folliesofeurope.com

Шартр был последним городом, который мы посетили перед вылетом на родину. Заехать решили практически спонтанно, разбив им и Ле Маном дорогу от нашей деревни до Парижа. Про Шартр я ровным счетом ничего не знала; слышала разве что о наличии Шартрского собора. Поэтому решили сходить в собор и бесцельно пошляться. Но я все-таки заскочила в туристический офис, взяла там карту города, а заодно полистала книжку о Шартре. Одна страница поразила: там рассказывалось о необычном доме, украшенном миллионами разноцветных керамических плиточек. Я решила, что это надо увидеть.

Адрес: 22 rue du Repos
Время работы: с 1 апреля по 30 сентября – ежедневно (кроме вторника и утра воскресенья, а также 1 и 8 мая) с 10.00 до 12.00, с 14.00 до 18.00,
в октябре — по субботам: с 10.00 до 12.00, с 14.00 до 18.00, в воскресенье с 14.00 до 18.00
Стоимость входа: 5,10€

Карта сулила короткий путь – чуть-чуть за их небольшим историческим центром. Сначала мы потерялись, потом заблудились, потом долго-долго шкандыбали неизвестно куда вдоль кладбищенского забора. Так, два с хвостиком жалостливых километра до искомого объекта вылились в долгий и кривой путь, сопровождаемый мыслями об улетающим без нас самолете.

Но вот дошли! Редкие указатели не соврали. Там нас ждало две новости: вход закроется через 25 минут (ура, таки успели) и… фотосъемка напрочь запрещена (всю дорогу за нами следила специально заведенная там барышня). Так что рассказ о доме Пикассетт я проиллюстрирую чужими фотографиями из интернета.

Жил-был такой человек Раймон Исидор (Raymond Isidore). Родился в 1900 году в Шартре. В 1929 году купил он кусок земли недалеко от городского кладбища (будущего места его работы — в 1949 году Раймон устроился кладбищенским уборщиком) и начал строить на нем дом. Уже через год он переехал туда со своей женой Адриенн, которая была старше его на 11 лет, и ее тремя детьми.

isidor

Идея декорировать жилище цветными плиточками пришла к нему случайно в 1938 году. «Я шел по полю и увидел кусочки стекла и битой посуды. Я подобрал их совершено бесцельно, взял хорошие, выбросил плохие. Я сложил их в углу моего сада. Тогда мне пришло в голову сделать мозаику». И начинается труд длиной почти в 25 лет.

Сначала Раймон планировал декорировать мозаикой только стены. Но потом вошел во вкус, и 4 миллиона кусочков стекла и битой посуды украсили все помещения дома, полы и потолки, предметы мебели и сад . Люди считали его психом, жена не сразу смирилась со странным увлечением мужа, а Раймон все украшал и украшал мозаикой все возможные поверхности, черпая вдохновение из своих снов. Мозаики изображают мировые архитектурные шедевры (в том числе и, конечно же, Шартрский собор, и отдельно — его знаменитые витражи), мужчин и женщин, цветы и животных. В доме, впрочем, не только мозаика, но и картины, скульптуры, высеченные из цемента горельефы, которые культурологи относят к наивному искусству.

Дом получил насмешливое название Пикассетт – то ли от pique assiette (нахлебник, вор; не ручаюсь за точный перевод, но имеется в виду, что Раймон везде, где мог, искал материалы для украшения дома), то ли от Picasso assiette (Пикассо тарелок).

В 1949 году необычное жилище семьи Исидор привлекает посетителей. В гостях у Раймона побывал и сам Пикассо, и известный французский фотограф Роберт Дуано.

фотографии Р.Дуано. Фото с сайта robertgiraud.blog.lemonde.fr
maison picassiette maison picassiette

В 1962 году вдохновение Раймона Исидора иссякло, смысл всей жизни кончился. Спустя два года он умер.

В 1981 году Шартр выкупает дом, в 1983 дает ему статус исторического памятника. Сейчас это музей, который посещают 30 тыс. человек ежегодно. В Шартре проводится международный конкурс мозаики, носящий имя Picassiette, а специалисты пытаются разгадать значение сюжетов мозаик, покрывающих стены этого странного дома.

Фотографии:

Раймон Исидор на своем «троне» в саду
maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

Интерьеры и мебель:
maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

Швейная машинка пользуется особой популярностью:
maison picassiette

maison picassiette

На картине — аббатство Мон-Сен-Мишель.
maison picassiette

Часовня:
maison picassiette

maison picassiette

«Гробница духа» в саду:
maison picassiette

maison picassiette

Скульптуры:
maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

«Трон» в саду:
maison picassiette

maison picassiette

Картины:
maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

Все остальное:
maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

maison picassiette

Видео:
С 25 секунды. Видео с сайта dailymotion.com.

Видео с сайта culturebox.france3.fr.

Когда я бродила по территории дома Пикассетт, на ум вдруг пришла концовка книги «Луна и грош». Наверно сравнивать Гогена и Исидора не очень корректно, но все же приведу строки одной из заключительных глав:

«У доктора вырвался вздох облегчения, когда он наконец увидел маленький некрашеный домишко, теперь обветшавший и грязный; но и возле дома царила та же нестерпимая тишина. Он подошел поближе, и маленький мальчик, беспечно игравший на солнцепеке, испуганно шарахнулся от него, — здесь любой незнакомец был враг. Доктору показалось, однако, что ребенок следит за ним из-за ствола пальмы. Дверь на веранду стояла настежь. Он крикнул — никто не отозвался. Он вошел.

Постучался, но и на этот раз ответа не было. Он нажал ручку второй двери и открыл ее. От зловония, которым пахнуло на него, ему сделалось дурно. Он прижал платок к носу и заставил себя войти в комнату. Она тонула в полумраке, и после яркого солнечного света он в первую минуту ничего не видел. Потом он вздрогнул. Он не понимал, где находится. Какой-то сказочный мир окружал его. Ему смутно чудился девственный лес, в котором обнаженные люди расхаживали под деревьями.

Потом он понял, что это так расписаны стены.

— Mon Dieu, неужто у меня солнечный удар, — пробормотал доктор.

Легкое движение в комнате привлекло его внимание, и он увидел Ату. Она
лежала на полу и тихо плакала.
— Ата, — позвал он, — Ата!

Она не подняла головы. Его опять затошнило от омерзительного запаха, и он закурил сигару. Глаза его привыкли к темноте, и страшное волнение овладело им, когда он всмотрелся в расписанные стены. Он ничего не понимал в живописи, но здесь было что-то такое, что потрясло его. От пола до потолка стены покрывала странная и сложная по композиции живопись. Она была неописуемо чудесна и таинственна. У доктора захватило дух. Чувства, поднявшиеся в его сердце, не поддавались ни пониманию, ни анализу.

Благоговейный восторг наполнил его душу, восторг человека, видящего сотворение мира. Это было нечто великое, чувственное и страстное; и в то же время это было страшно, он даже испугался. Казалось, это сделано руками человека, который проник в скрытые глубины природы и там открыл тайны — прекрасные и пугающие. Руками человека, познавшего то, что человеку
познать не дозволено. Это было нечто первобытное и ужасное. Более того — нечеловеческое. Доктор невольно подумал о черной магии. Это было прекрасно и бесстыдно.

 

— Бог мой, он гений!»

Источники информации и иллюстраций:
www.ville-chartres.fr
www.thejoyofshards.co.uk
fr.wikipedia.org
parisdaily.hi-fipop.com
cristinasobreira.com
chartres-mosaique-les3r.com
art-insolite.com
robertgiraud.blog.lemonde.fr
folliesofeurope.com

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: