«Два века британской моды» в Кремле

Выставка «Два века британской моды» в Кремле уже было собиралась закончиться, как Катичка все же успела прискакать и посетить ее в последний день. Было это не очень умно, потому что в компактной Одностолпной палате Патриаршего дворца было тесно, как на переходе Боровицкая-Арбатская в 9 утра. Но было это очень не зря…

Кто интересовался, те знают: привозили платья, костюмы, обувь, веера, кружева из британского музея Виктории и Альберта, все датировано XVIII-XIX веком. Так что размазываться и повторяться не буду. Если что – читайте релиз на сайте Кремля или статьи, например в «Ведомостях» или «Коммерсанте».

Рассказывать ли, как мне понравилось? Нет, пожалуй от своих восторгов я вас уберегу. Очень зазудело пошить себе кое что из. Угадайте что.

Так что прекрасным организаторам спасибо, но все же: почему же не могли найти помещение побольше? Чем так волшебна эта палата? Все-таки все три месяца был лом, а стоять в очереди в ожидании подхода к витрине все же невесело. И такие отличные, подробные описания экспонатов (очень много узнала нового), но только по-русски… А ведь иностранцев на выставке было немало. По что их так обидели? Тем более что английская выставка.

Итак – для тех, кто на выставку не попал – выкладываю картинки с комментариями (очень много картинок и столько же комментариев). Т.к. фотографировать было категорически нельзя, предупреждаю – все иллюстрации честно тырены из прессы.

Разбиваю просмотр не на века (как было на самой выставке), а по тематике. Итак, начнем с самого интересного – с женских нарядов.

Открывает экспозицию вот это платье: придворное платье (мантуа), 1753-1755, шелк, затканный серебряной позолоченной нитью, отделка серебряным кружевом.

Оно же, детальнее.

Далее: платье фасона «сак-бэк» с нижней юбкой и вставкой, 1770-е, вышивка шелковыми нитями, отделка шелковой тесьмой в дурацких розочках.

Оно же.

Розочки из шелка-сырца.

И все то же платье. Вид сзади (добрые люди отсканировали каталог).

Платье ручной работы, 1760-е годы

Деталь.

Британия, 1760–1765 гг. Шелк, шелковая тесьма; ручная работа.

Переходим к XIX веку:

Женское платье в неоклассическом стиле, Британия, 1795–1805 гг.; хлопок; ручная работа.

Стою у витрины, изучаю. сбоку слышу экскурсовода, рассказывающего детям: «А это ночнушка!». Деликатно сказала: «гыгы».

Кстати, сохранность такого платья — редкость, аналогичных собратьев пускали на тряпки.

Вечернее платье, 1825–1830 годы.
Атлас, шелковое кружево, вышивка серебряной позолоченной нитью.

Оно же детальнее.

Платье с тройной прокраской (как я поняла на ткань наносился один цвет, сушилось, потом другой, потом третий).

А вот тут я протащилась: дневное платье, 1837–1840 годы

Оно же, вид спереди.

И снова это же платье, а также очень интересное сиреневое платье.

Сиреневое платье отдельно:

И еще пара фото этих двух платьев:

И обзорное:

Еще вот эта полосочка впечатлила по самое небалуйся:

Цитирую: «Платье-полонез. Британия,1770-е гг. Шелк. Ручная работа. С помощью пуговиц и петель юбка платья собиралась фестонами, образующими сзади эффектную драпировку. Этот фасон был создан в Париже в подражание польскому платью, поэтому и получил такое название».

Такая полоска была очень популярна. К сожалению, вида спереди найти не удалось.

Жакет для верховой езды.
Лондон, «Джон Редферн и сыновья», 1885 г. Шерсть, шелковая тесьма; машинная и ручная работа.
Написано, что товарищи стали по сути первыми британскими кутюрье. Закос под гусарский мундир.

Вечернее платье. Даты потерялись.

Оно же в полный рост. Спина-то ого-го какая открытая!

А вот любопытное «стеганое» платье.
Дневное платье. Британия, 1877-1879. Шелк. Машинная и ручная работа.

Оно же

Оно же, «хвост».

И вот пальто. Очень понравилось.
Вечернее пальто. 1895-1900.

Декорировано узором в виде полевых цветов (побегов кервеля).
Направление «Искусства и ремесла». Как я поняла, это была группа товарищей, выступавшая против машинного производства.

Узор крупно

Целиком, но фото в искаженном цвете.

Доломан (не путать с турецким аэропортом) с отделкой из пуха марабу.

Мужское платье.
Тут много не будет.

Придворный кафтан и жилет. Британия. 1795–1804. Бархат, атлас, вышивка шелковой нитью.

Смотрите, я вот специально выписала: «Вышивка для кафтана и жилета выполнена на отрезах ткани в соответствии с формой деталей будущего костюма. Затем эти заготовки вырезали и сшивали таким образом, чтобы вышивка украшала края одежды, воротник, карманы и пуговицы».
Но если сшивались — должны быть стыки. Я облизала всю витрину, но стыков не нашла… Чего я не понимаю?

Собственно, детали.

Даты и комментарии потерялись.

Куртка для охоты, 1810–1820 годы.
Глядя на витрину, маленький мальчик три раза переспросил маму: «Это одежда черта?».

Та же куртка в компании с чем-то сильно утепленным.

Утепленное-2.

И, для тех, кто дошел до этого места: дополнительные огрызки информации и мои филологические размышления.
Все платья по-английски (повторюсь — по-английски только названия, а не описания объектов) зовутся: gown. Я такого слова не знала, только dress.
Что же подсказал словарь?

Gown — платье, мантия, военная форма
Dress — платье, одежда, туалет, убор

Интересно с переводом зонтов-парасолей.
Parasol по-английски — зонт от солнца (ну еще бы, там же этот «солярный» корень).
Но русское слово «парасоль» Даль трактует как: зонтик от дождя и солнца.
Вопрос: откуда взялся дождь?

Еще интересное вынесла. Хотя и очевидное.
В XVIII веке (и соответственно раньше) ткань стоила дорого. Поэтому даже богатые распарывали неновые платье и перешивали на другой манер. Вроде бы даже на экспонатах видны странные следы выточек и пр.

Но зато как только прядение и ткачество механизировалось, так сразу соответственно подешевела ткань и крои платьев стали сложнее, щедрее и изощреннее — не жалко ж.

Переходим к аксессуарам.

Ну всем известная тема, про то, что дама веером не только «махалась», но и выражала свое отношение к клеящемуся мужчине.

Однако ж узнала, что нужен был веер не только для этого. Изображение на веере давало представление о политических взглядах дамы или ее эстетических предпочтениях. То есть считайте — юзерпик. Еще на веерах изображались всякие памятные события: свадьба, военные баталии или там запуск воздушного шара. А на одном из вееров XVIII века, например, был мотив – стенная роспись Геркуланума (до которого как раз докопались в 1738 году).

Смотрим на веера:

Веленевая бумага, стиль шинуазри, основа – перламутр.


Веер. Франция,1890-1900. Расписной шелковый газ, французское кружево, плетенное на коклюшках, перламутр. Ручная работа. Мастер — художник Роно-Тютен.
Шел в комплекте к туфлям и платью тех же расцветок.


Веер. Британия, около 1790. Бумага, гравюра, ручная роспись, резьба по слоновой кости. Ручная работа.


Веер (1760-е), веленевая бумага, гуашь, резная расписная и позолоченная слоновая кость, ручная работа.

Головные уборы.

Дамская вечерняя шапочка. Британия, около 1820г. Шелк, хлопок, бумага, проволока.

Британия, 1840–1849 гг. Шелк, лен, картон, хлопок, проволока; ручная работа.

Шляпка из перьев цесарки.

Еще было совершенно зверское украшение для шляпы из перьев и…скальпов колибри.

Зонтики.

Зонтик — Британия, 1870-е гг. Слоновая кость, шелк, кружево, плетенное на коклюшках.
Изготовлен из брюссельских кружев, нашитых на сетку машинного производства.


он же.


Зонтик. Лондон, 1810-1811. Шелк, сталь, серебро. Ручная работа. Оригинальная телескопическая ручка.

Сумочки

Сумочка 1790-1800. Появилась она просто — раньше женщины распихивали мобильники и пудреницы все штуки в карманы, которые крепились на нижних юбках на поясе. Но потом фасон юбок стал более облегающим и карманы…вышли наружу. Вот и получились сумки.


Дамская сумочка — Британия, 1820–1830 гг. Шелк; ручная работа.

Цитата: «Эта скромная сумочка 1820-х годов повторяет простую квадратную форму более ранних фасонов, но украшающий ее узор с цветочными мотивами типичен для английского рукоделия 1820–1850-х годов. Объемная вышивка синелью и аппликация из шелкового муслина, модные в тот период, создают трехмерность узора и реализмв изображении роз, анютиных глазок, жимолости и огуречной травы».
Аппликация очень клево смотрится.


Дамская сумочка. Британия,1830-е гг. Канва, позолоченный бисер, шерсть, синель. Ручная работа. Берлинская вышивка гарусом.


она же.

Итак, наконец-таки обувь.


Женские туфли с паттенами. Британия, 1730-1750-е гг. Кожа, узорный шелк, шелковая лента. Ручная работа.
Дерево, кожа, бархат, шелковая лента.

Паттены — это а-ля галоши с деревянной или кожаной подошвой, которые надевались на обувь, что б та не сильно портилась. Крепеж — ремешки или ленты.

В конкретно этом случае — паттены больше декоративные, т.к. тоже сделаны из тканиь(бархат?) и хорошо сохранились. Хозяйка явно не топала в них по лужам, а максимум разгуливала в саду.

Еще на витрине стояли просто паттены (без туфель), подходят две девушки: «клево, как только нога не вываливалась из них?». Прочитать комментарии, о том, что это, увы, не судьба…


Домашние туфли — Британия, 1720–1740 гг.
Кожа, атлас, золотая и шелковая тесьма; ручная работа.

Цитата: «Женские туфли, предназначенные для помещений, как правило, выполнялись из узорного шелка. Они также украшались вышивкой или аппликацией из тесьмы. Украшение передней части туфель вертикально нашитыми полосами золотой тесьмы вошло в моду в 1730–1740-х годах. Загнутый вверх мысок и фигурный каблук являлись новинкой моды, отражавшей эстетику дизайна в стиле рококо. Эти туфли застегивались с помощью пряжек. В XVIII веке модные туфли изготавливали для клиента на заказ, хотя в Британии уже появлялись промышленные стандарты, в частности, обувщики стали придерживаться стандартных размеров».


Паттены. Британия,1720-1740. Дерево, железо, кожа, бархат. Ручная работа.
«Данный образец с узким носом в точности повторял форму модных туфель. Углубление сзади предназначено для невысокого каблука».


Вверху — женские кожаные туфли, 1797 год, внизу — чехлы для женских туфель, 1797 год, кожа, сталь, ручная работа.

Кстати, обратите внимание: узкий мыс, практически современный.


Женские ботинки. Британия или Франция, 1830-1850.Кожа,шелк. Ручная работа.
«Ботинки, высотой до щиколотки, с верхом из муарового шелка и боковой шнуровкой, являлись чуть более прочной альтернативой шелковым туфелькам»

Образцы английского печатного текстиля.

Ткани и рисунки для тканей. Очень тонко и красиво, фотографии не передают.


Декоративная ткань. Лен, хлопок. Печать с медной доски, Англия, 1769.


Плательная ткань. Англия, около 1760-1762. Узорный шелк.

«Этот изысканный шелк по преданию являлся частью платья королевы Шарлотты. Шарлотте было 17 лет, когда она в 1761 году вышла замуж за короля. К этому времени относится и создание платья».


Рисунок для тканного шелка. Англия, 1747. Согласно рекомендациям этого периода, «рисунки должны быть открытыми и воздушными, составленными из разнообразных цветов, небрежно разбросанных и гарнированных».

И напоследок — кружева.
Вот уж по что я не фанатка кружев, но тут — стояла рот открыв.
Игольные кружева, кружева Валансьен, Брюссельское кружево плетеное на коклюшках — как звучит (коклюшки, кстати, это вот что)! И как выглядит! Тончайшие узоры, кажется даже фотошопом такого не нарисовать. А они плели.

Техника некоторых видов кружев позволяла работать нескольким рукодельницам одновременно, а потом скреплять их куски в цельное изделие. А вот на те ленты, что плелись в одиночку, могло уходить по году на полметра (вот что значит — не было интернета у людей, развлекались как могли).


Оборка (часть гарнитура). Франция, 1867г. Кружево, шитое иглой, льняная нить.
Автор узора — выдающийся художник XIX века Альсид Руссель за этот гарнитур был удостоен медали на Парижской Международной выставке в 1867 году.

Чепец

Часть чепца «кружевной головки». Брюссель и Валансьен, ок. 1730 г.
Кружево, плетенное на коклюшках, льняная нить.
Узкая оборка по краю — образец более простого также плетенного на коклюшках кружева в стиле «валансьен».

«Кружевная головка». Брюссель, 1740 г.Кружево, плетенное на коклюшках, льняная нить.

Кружевные ленты для чепца. Брюссель,ок.1740-1750. Кружево, шитое иглой, тончайшая льняная нить. Кружевные ленты могли служить дополнением к нарядам ярких и насыщенных цветов.

И перчатки:

Дамские перчатки к вечернему туалету.
«Кожаная кисть, к которой пришиты краги из шелковой сетки с узором в виде бабочек, вышитых в технике аппликации из атласа и вышивки».
Это такой элегантный эконом-вариант — не надо было тратиться на кожу до локтя.

Добавить комментарий