К оглавлению нормандской поездки-2010
фото с сайта: folliesofeurope.com
Шартр был последним городом, который мы посетили перед вылетом на родину. Заехать решили практически спонтанно, разбив им и Ле Маном дорогу от нашей деревни до Парижа. Про Шартр я ровным счетом ничего не знала; слышала разве что о наличии Шартрского собора. Поэтому решили сходить в собор и бесцельно пошляться. Но я все-таки заскочила в туристический офис, взяла там карту города, а заодно полистала книжку о Шартре. Одна страница поразила: там рассказывалось о необычном доме, украшенном миллионами разноцветных керамических плиточек. Я решила, что это надо увидеть.
Адрес: 22 rue du Repos
Время работы: с 1 апреля по 30 сентября – ежедневно (кроме вторника и утра воскресенья, а также 1 и 8 мая) с 10.00 до 12.00, с 14.00 до 18.00,
в октябре — по субботам: с 10.00 до 12.00, с 14.00 до 18.00, в воскресенье с 14.00 до 18.00
Стоимость входа: 5,10€
Карта сулила короткий путь – чуть-чуть за их небольшим историческим центром. Сначала мы потерялись, потом заблудились, потом долго-долго шкандыбали неизвестно куда вдоль кладбищенского забора. Так, два с хвостиком жалостливых километра до искомого объекта вылились в долгий и кривой путь, сопровождаемый мыслями об улетающим без нас самолете.
Но вот дошли! Редкие указатели не соврали. Там нас ждало две новости: вход закроется через 25 минут (ура, таки успели) и… фотосъемка напрочь запрещена (всю дорогу за нами следила специально заведенная там барышня). Так что рассказ о доме Пикассетт я проиллюстрирую чужими фотографиями из интернета.
Жил-был такой человек Раймон Исидор (Raymond Isidore). Родился в 1900 году в Шартре. В 1929 году купил он кусок земли недалеко от городского кладбища (будущего места его работы — в 1949 году Раймон устроился кладбищенским уборщиком) и начал строить на нем дом. Уже через год он переехал туда со своей женой Адриенн, которая была старше его на 11 лет, и ее тремя детьми.
Идея декорировать жилище цветными плиточками пришла к нему случайно в 1938 году. «Я шел по полю и увидел кусочки стекла и битой посуды. Я подобрал их совершено бесцельно, взял хорошие, выбросил плохие. Я сложил их в углу моего сада. Тогда мне пришло в голову сделать мозаику». И начинается труд длиной почти в 25 лет.
Сначала Раймон планировал декорировать мозаикой только стены. Но потом вошел во вкус, и 4 миллиона кусочков стекла и битой посуды украсили все помещения дома, полы и потолки, предметы мебели и сад . Люди считали его психом, жена не сразу смирилась со странным увлечением мужа, а Раймон все украшал и украшал мозаикой все возможные поверхности, черпая вдохновение из своих снов. Мозаики изображают мировые архитектурные шедевры (в том числе и, конечно же, Шартрский собор, и отдельно — его знаменитые витражи), мужчин и женщин, цветы и животных. В доме, впрочем, не только мозаика, но и картины, скульптуры, высеченные из цемента горельефы, которые культурологи относят к наивному искусству.
Дом получил насмешливое название Пикассетт – то ли от pique assiette (нахлебник, вор; не ручаюсь за точный перевод, но имеется в виду, что Раймон везде, где мог, искал материалы для украшения дома), то ли от Picasso assiette (Пикассо тарелок).
В 1949 году необычное жилище семьи Исидор привлекает посетителей. В гостях у Раймона побывал и сам Пикассо, и известный французский фотограф Роберт Дуано.
фотографии Р.Дуано. Фото с сайта robertgiraud.blog.lemonde.fr
В 1962 году вдохновение Раймона Исидора иссякло, смысл всей жизни кончился. Спустя два года он умер.
В 1981 году Шартр выкупает дом, в 1983 дает ему статус исторического памятника. Сейчас это музей, который посещают 30 тыс. человек ежегодно. В Шартре проводится международный конкурс мозаики, носящий имя Picassiette, а специалисты пытаются разгадать значение сюжетов мозаик, покрывающих стены этого странного дома.
Фотографии:
Раймон Исидор на своем «троне» в саду
Интерьеры и мебель:
Швейная машинка пользуется особой популярностью:
На картине — аббатство Мон-Сен-Мишель.
Часовня:
«Гробница духа» в саду:
Скульптуры:
«Трон» в саду:
Картины:
Все остальное:
Видео:
С 25 секунды. Видео с сайта dailymotion.com.
Видео с сайта culturebox.france3.fr.
Когда я бродила по территории дома Пикассетт, на ум вдруг пришла концовка книги «Луна и грош». Наверно сравнивать Гогена и Исидора не очень корректно, но все же приведу строки одной из заключительных глав:
«У доктора вырвался вздох облегчения, когда он наконец увидел маленький некрашеный домишко, теперь обветшавший и грязный; но и возле дома царила та же нестерпимая тишина. Он подошел поближе, и маленький мальчик, беспечно игравший на солнцепеке, испуганно шарахнулся от него, — здесь любой незнакомец был враг. Доктору показалось, однако, что ребенок следит за ним из-за ствола пальмы. Дверь на веранду стояла настежь. Он крикнул — никто не отозвался. Он вошел.
Постучался, но и на этот раз ответа не было. Он нажал ручку второй двери и открыл ее. От зловония, которым пахнуло на него, ему сделалось дурно. Он прижал платок к носу и заставил себя войти в комнату. Она тонула в полумраке, и после яркого солнечного света он в первую минуту ничего не видел. Потом он вздрогнул. Он не понимал, где находится. Какой-то сказочный мир окружал его. Ему смутно чудился девственный лес, в котором обнаженные люди расхаживали под деревьями.
Потом он понял, что это так расписаны стены.
— Mon Dieu, неужто у меня солнечный удар, — пробормотал доктор.
Легкое движение в комнате привлекло его внимание, и он увидел Ату. Она
лежала на полу и тихо плакала.
— Ата, — позвал он, — Ата!
Она не подняла головы. Его опять затошнило от омерзительного запаха, и он закурил сигару. Глаза его привыкли к темноте, и страшное волнение овладело им, когда он всмотрелся в расписанные стены. Он ничего не понимал в живописи, но здесь было что-то такое, что потрясло его. От пола до потолка стены покрывала странная и сложная по композиции живопись. Она была неописуемо чудесна и таинственна. У доктора захватило дух. Чувства, поднявшиеся в его сердце, не поддавались ни пониманию, ни анализу.
Благоговейный восторг наполнил его душу, восторг человека, видящего сотворение мира. Это было нечто великое, чувственное и страстное; и в то же время это было страшно, он даже испугался. Казалось, это сделано руками человека, который проник в скрытые глубины природы и там открыл тайны — прекрасные и пугающие. Руками человека, познавшего то, что человеку
познать не дозволено. Это было нечто первобытное и ужасное. Более того — нечеловеческое. Доктор невольно подумал о черной магии. Это было прекрасно и бесстыдно.
— Бог мой, он гений!»
Источники информации и иллюстраций:
— www.ville-chartres.fr
— www.thejoyofshards.co.uk
— fr.wikipedia.org
— parisdaily.hi-fipop.com
— cristinasobreira.com
— chartres-mosaique-les3r.com
— art-insolite.com
— robertgiraud.blog.lemonde.fr
— folliesofeurope.com