«Дом со слонами» в Самаре

Есть в Самаре удивительный памятник модерна — загородная дача купца Головкина.

Константин Павлович (1871-1925) родился в семье купца второй гильдии. Его отец пришел в Самару коробейником, причем пешком; сделал, как говорится, себя сам, став в итоге владельцем нескольких магазинов. Головкин-сын наследственно занимался торговлей, имел фирменный магазин художественных принадлежностей.

Был художником, считал себя любителем, но 19 персональных выставок провел, вполне успешных. Фактически стал основателем художественного отдела городского публичного Самарского музея (по итогам проведенного им флешмоба «подари Самаре полотно» музей обогатился работами Кустодиева, Нестерова, Перова и других). Был одним из организаторов местного яхт-клуба. В 1904 году одним из первых в Самаре купил автомобиль (завода «Опель»).

А в 1909 году построил себе дачу. По собственному проекту, но с участием архитектора Тепфера. Получился модерн с влиянием архитектуры венского сецессиона. Дом сложен из бетонных блоков и пустотелого кирпича. Пять комнат были декорированы полотнами самого Головкина, дубовая мебель была изготовлена по его эскизам.

«Фишкой» (хотя куда уж больше!) стали здоровенные статуи слонов (пустотелых и бетонных, выполненных также по рисункам хозяина дачи), которых хорошо было видно проплывающим по Волге.

У входа на веранду сохранилась еще одна статуя — девушки, совершенно «мухинской» (я, понятное дело, не про Веру Игнатьевну, а Альфонса), вокруг которой ходят легенды. То ли лепили в память о нерадивой дочери Константина Павловича, самоубившейся из-за невозможности совершить неравный брак, то ли — любовницы, что, конечно, странновато. Но конкретики все равно нет, и каждый домысливает сам.

Короче. После революции дом, естественно, национализировали (сам Головкин уехал в археологическую экспедицию в Иркустк, вернулся в 21 году в Самару, работал начальником филиала самарского музея, потом архивариусом, писал труды по организации музеев). Сначала в нем был госпиталь, потом — детский сад. В 1929 дача стала клубом «Водоканала». Новые хозяева провели центральное отопление, отчего просел фундамент. От убранства дома не осталось вообще ничего. «Кажется люстры старые»,  — сказал охранник, но, конечно, тоже новодел. Как и все интерьеры, которые пытались стилизовать под старые при последней реставрации.

Сейчас «Дом со слонами» забрало государство. Может все же приведут в порядок и откроют для посетителей. А пока — огороженная забором дача пустует. За деньги пустят походить вокруг нуждающегося в новой реставрации (по крайней мере снаружи) дома. Шикарного дома. Все такого же впечатляющего.

2. Вид на дом с дороги

3-4. Вход

5-6. Веранда

7. Скульптура той самой неизвестной девушки.

8. Реставрация, говорят, была в 90-х.

9. Слоны! Потрепанные, но очень крутые.

10. Слоны и наши новобрачные (мы приехали в Самару на свадьбу; спасибо жениху, что провел в такое место для проведения фотосессии).

11.

12-13. Слон и башня

14. Все заросло. Вид с Волги уже не такой, наверное, впечатляющий, как раньше.

15.

16.

17.

Бонус: чужие старые фотографии дома.

Дореволюционная фотография дома.
Дом со слонами в Самаре
отсюда

Дом со слонами в Самаре
отсюда

Рисунок дачи
Дом со слонами в Самаре
отсюда

Вид с воды в наше время
Дом со слонами в Самаре
отсюда

Ссылки, по которым действительно стоит походить (из них я и начерпала информации):
Основатель коллекции Самарского художественного музея, купец-предприниматель, художник, меценат К.П. Головкин на сайте музея истории Самарского края
Константин Павлович Головкин в Самаре в блоге «Хроники губернского города». Там же материал о доме.
Самара легендарная на сайте «Жизнь в Самаре»
Знаменитая Дача со слонами самарского купца Константина Головкина авторства с фотографиями интерьеров и башни (официальный блоггерский поход в прошлом году).
Википедия (где тоже много ссылок)
Викимапия (там же можно посмотреть местоположение дома)

Страница с комментариями

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: