С 6 октября по 13 февраля 2011 года в галерее «Дом Нащокина» проходила выставка «Зинаида Серебрякова к 125-летию со дня рождения». Немного работ (на 4 небольших зала) из совершенно разных музеев (от Пушкинского и Русского до Калужского художественного и Орловского литературного). В подвале показывали документальный фильм «Карточный домик», там же на стенах были развешаны отрывки из писем Серебряковой и ее детей, воспоминания друзей о художнице…
Вот честно скажу, что я знала про Серебрякову раньше? Да ничего не знала. Только одну картину из Третьяковки («За туалетом»): веселая молодая женщина расчесывается перед зеркалом. Кто она? Может студентка, комсомолка (которая заодно и художница, все же это – автопортрет), красивый, здоровый человек нового мира? Но нет… Как это и бывает, не знаешь и не задумываешься: а что собственно стоит за.
Оказалось Серебрякова (урожденная Лансере, племянница Бенуа) написала очень много и много разного, и прожила удивительную жизнь. Точнее три.
Биография
Первая — счастливая дореволюционная, с любимым мужем (он приходился ей кузеном, влюблен был в Зинаиду «смертельно», их обвенчал за 300 рублей один священник, другие не брались), пусть и командировочным (Борис был инженером путей сообщения), зато крестьяне уважали. С прекрасными белокурыми детьми (их было четверо, 06, 07, 12, 13 годов рождения), в любимой усадьбе Нескучное, где было в радость творить, рисуя природу и крестьянский быт.
Потом вторая: революция и пожар в 1917 году уносит и дом, и достаток, и многие работы, тиф в 1919 — любимого мужа (Зинаида повторила судьбу своей матери: потеряла 39-летнего мужа, будучи на три года его моложе, и замуж более никогда не вышла). Бедность, четверо маленьких детей и старенькая мать. Зинаида работает в харьковском археологическом музее: зарисовывает находки. Серебрякову приглашали читать лекции в Петербуржскую академию. В Питер семья вернулась, но вписываться в новую систему художница не захотела.
В 1924 начинается новый этап – Серебрякова уезжает в Париж. Думала, на немного, заработать и вернуться к семье. Но так вышло, что уже не удалось, и она прожила во Франции до самой смерти. Жизнь в Париже была не сильно лучше, чем на родине – творчество Зинаиды никому не было нужно, «ее искусство было реальным и потому немодным». Серебрякова страдала от разлуки с семьей (позже к ней приехали сын и дочь, но двоих других ей довелось повидать только через 30 лет), отправляя домой все заработанное. «Париж не принял ее, а она не приняла Париж», но и когда можно было вернуться в Союз (уже после войны), она не стала – не хотела быть обузой семье и приспосабливаться к новому искусству. Скончалась Серебрякова в 1967 году.
Творчество
Не буду размазываться, свои впечатления обычно я записываю весьма убого. Так что в этот раз дам слово специалистам. Приведу две цитаты.
«Первое чувство, что внушают работы художницы, это ощущение той радостной ясности простоты, коими дарит нас долгая деревенская жизнь, мирный круг непритязательных, однообразных и добрых впечатлений. И это чувство питает до сих пор работы художницы и придает им такое особенное и единственное выражение».
Сергей Эрнст, искусствовед. 1922 г.
«С тем же исключительным мастерством она продолжает передавать живой блеск глаз, так же манит в ее передаче плотность, упругость и сияние тела, так же естественно красивы сочетания ее красок, с такой же классической легкостью ложатся мазки ее кисти и штрихи пастели. И раньше никогда ни в чем у нее не было школьной рутины, нигде не сказывалось рабство готовых формул, и совершенно так же сейчас все искусство Серебряковой остается свободным; оно к тому же исполнено какого-то, я бы сказал, веселья, несомненно отражающего то состояние радостного возбуждения, в котором художница пребывает во время своей работы.
В этой черте сказывается как бы и некоторая «отсталость» Серебряковой, разумеется отсталость в кавычках, ибо искусство Серебряковой слишком подлинное искусство, чтобы можно было прилагать к нему всерьез такие эпитеты. И до чего отрадно теперь отдыхать на таком искусстве, как искусство Серебряковой, на явлениях, в которых царит прежняя милая свобода, в которых художник просто делится своим восторгом от красоты природы, когда он это делает с совершенным умением, с полным знанием своего дела».
Александр Бенуа, художник, историк искусства, дядя. 1932 г.
Работы
Рисовала Серебрякова себя…
У художницы много автопортретов. Это объясняется просто – «модель всегда под рукой», тем более, когда нет денег. В итоге множество этих работ сложилось в «хронику ее жизни».
Этюд девушки. Автопортрет, 1911
Автопортрет с кистью, 1956
Автопортрет в голубом шарфе, 1911
…детей…
Портреты дочери Кати — альбом взросления. От детских портретов из беззаботной жизни, через тяжелое послереволюционное время до взросления в эмиграции.
Катя в голубом у елки, 1922
На кухне, портрет Кати, 1923
Катя, 1923
Портрет дочери Кати, 1929
Коллиур, Катя на террасе, 1930
Кстати, в сети есть относительно недавнее фото Екатерины Борисовны (2005 г.). Хочется надеяться, что она еще здравствует.
Вообще на все картины с детьми Зинаиды интересно смотреть. Хотя зачастую они очень трагичны.
Карточный домик, 1919
Девочки у рояля, 1922
…обнаженных дам…
Серебрякова любила «хорошее человеческое юное и чистое тело». Красивое, по идеалам античности.
Она рисовала моделей, дочерей. В Париже — ей позировали молодые русские княжны и графини, эмигрантки, им надо было платить меньше, чем профессиональным натурщицам.
Купальщица, 1911
Баня (этюд), 1913
Спящая девочка на синем. Катюша на одеяле, 1923
Серебрякова успела немного поездить. До революции была в Италии и Франции. Уже в эмиграции дважды ездила «в командировку» в Марокко. Поездку спонсировал некий бельгийский промышленник, заказ был на «обнаженку», но сами понимаете…Впрочем, кое-что Серебрякова привезла. Но больше — просто портреты и пейзажи. Она была впечатлена Африкой и любила марокканский цикл. С дочерью Катей на лето они выбирались из душного Парижа в Бретань. Были и в маленьких городках на юге Франции (о Пон-л’Аббе: «городок неживописный, но костюмы женщин такие оригинальные», писала Зинаида).
Люксембургский сад, 1930
Альпы. Аннеси, 1933
Стены и башни. Марракеш. Марокко, 1928
Кассис. Крыши городка, 1926
Ментона. Вид с гавани на город, 1930
Остальное посмотрите сами. На портреты крестьянок и балерин (местами очень тулуз-лотрековских), своих детей с блестящими черными глазами, на виды Нескучного и натюрморты (например, тут и тут). Очень просто и трогательно.
P.S. До 30 марта 2014 года выставка работ Парижского периода Серебряковой проходит в Третьяковской галерее.