19.04.2024

Церковь Св.Катерины в Онфлёре

К оглавлению нормандской поездки-2010

Церковь Св.Катерины
Приведенная информация и иллюстрация взята из буклета на русском языке, приобретенном в церкви.

***

На прямой улочке «Ленго», обрамленной деревянными рублеными стенами, находится колокольня и церковь Святой Екатерины.

История возникновения этой церкви берет свое начало со времен войны… Столетней войны.
Каменная церковь была разрушена во время многочисленных нападений, которые претерпел этот город. Война закончилась. Настали времена реконструкции, которые пришлись на конец XV века. Ввиду того, что основная часть местного финансирования направлялась на восстановление укреплений «Крепости», отстройка церкви производилась с минимальными финансовыми затратами: материалы — самые дешевые породы дуба, едва обработанные стволы деревьев, ручная работа, корабельные крепи.

Северный неф (слева) изначально был построен в середине XV века. Скоро обнаружилось, что одного нефа недостаточно: слишком уж быстро разрастался квартал судовладельцев и моряков. В конце века к церкви был пристроен второй неф (справа), расположенный параллельно первому. В течение следующего века к церкви были добавлены два нынешних боковых нефа. Два свода являются как бы двумя подводными частями судна, перевернутыми и направленными прямо в небо.

Колокольня была построена отдельно. Вероятно, остов церкви не мог выдержать массу колокольни: вес и вибрацию колоколов с одной стороны и опасность пожара от удара молнией — с другой.
Правоверных и прихожан встречает прелестный нормандский портик. В 1929 году он заменил большой античный портик с колоннами и треугольным фронтоном, который был установлен на фасаде в XIX веке.

Шесть пролетов двух клиросов отличаются от восьми пролетов двух нефов, поскольку они были полностью перестроены в конце XIX века из Вогезского дерева по проекту архитектора Напль и Виоллет ле Дюк-отца. Неоднородность кровли еще раз подчеркивает этот факт.

В южном нефе (справа), панно жертвенника перед входом, созданное в 1972 году, расположенное на скамье церковного старосты перед кафедрой. Церковные старосты выполняли функции комитета по управлению финансами церковной «фабрики» (ныне экономический совет).

Алтарь Святого таинства из позолоченного дерева датируется концом XVIII века. Бог представлен в виде Иисуса Христа в Святом Причастии.

С обеих сторон располагаются древние статуи: Святая Екатерина Александрийская и Святой Этьен.

Старый орган, расположенный изначально во внушительном шкафе, установленном в начале XVII века на трибуне, был реконструирован в 1772 году руанским мастером Жаном-Батистом Лефебвром. Орган насчитывал 36 регистров, разделенных на 4 ручных клавиатуры и одну педальную клавиатуру.

Орган был восстановлен в 1840 году мастерами из Дюкроке. В конце XIX века Ш. Мутеном, производителем органов из города Канны, была произведена реставрация и модернизация.
В то время орган насчитывает 35 регистр с мощным и оркестровым звучанием, но, однако несколько тяжелым и монотонным.

В 1952 году, в результате наводнения, механизм вышел из строя, и многочисленные трубы одна за другой замолчали. Кюре-Даен обратился к Эц Гонзалез из города Шатийон (Сена) с просьбой о проведении реконструкции этого органа, которая была завершена в августе 1953 года.
Компания Гонзалез должна была восстановить тембральные характеристики классического органа, для того, чтобы органисты могли исполнять на этом инструменте древние произведения, которые стремительно возрождаются благодаря усилиям современной музыкологии. Было сложно и рискованно разместить на низкие регистры романтических оснований полномерные регистры, сделать из этого оркестрового органа неоклассический инструмент.

Сегодня на органе установлено тридцать пять регистров, разделенных на три клавиатуры и педаль. После шести реставраций, первая из которых произошла в 1769 году, становится крайне сложно отнести к каждому фактору свои индивидуальные черты… Так, например, часы Лефебвра были перемещены, заново отполированы, два или три раза переделаны. Основания включают в себя элементы от Лефебвра (в особенности два бурдона), Доблена и Калиент и Мутэн. Несмотря на то, что в органе осталось несколько древних трубок, все смешивание звука осуществляется при помощи устройств от Гонзалеза и трости, которые установлены отдельно от кларнета (старый трубный регистр), нижняя часть бомбарды большого органа (Болен и Калинет) и труба третьей клавиатуры органа (Гонзалез) являются произведением Ш.Мутена. Основания 8 и 4 педали включают в себя трубки от Лефебвра, Анри и Мутена.

Балюстрада органа датируется XVI веком. Истоки ее лежат либо в балюстраде старого органа, либо связаны с родом Орлеан-Лонгвиль, повелителей Онфлера, поскольку на ней явно прослеживаются элементы геральдики, количество которых увеличилось после Революции. На скульптурном панно изображены мифологические персонажи, которые представляют семнадцать музыкальных инструментов, использовавшихся в XVI веке (виуэла, алый рог, теорба, серпент, флейта Пана, малый рог, лира с вращательным колесом, поперечная флейта, тамбурин, псалтерион, рожок, лютня, виола де гамба, арфа, тромбон, лира, шалми).

Витражи двух клиросов датируются XIX веком.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: