19.04.2024
Экскурсия в заснеженную Абхазию

​Раз с каталкой не получилось, я решила не печалиться, а пошла искать другую движуху. Обратилась к сидящим в холле отеля представителям оператора «Библио-глобус», от которых мы прилетели, и нашла у них один подходящий мне вариант досуга — экскурсионную поездку на целый день в Абхазию под названием «Зимняя сказка Абхазии» (1950 руб.).

Я вообще категорически не перевариваю эти групповые поездки и уже зарекалась больше не ездить никогда: гиды, несущие порой такую ересь, что не то что учебники истории, даже Википедия плачет; товарищи-туристы, которым преимущественно на все плевать, кроме как на сувениры, алкоголь и «сфоткай меня на фоне…»; все эти «галопом по европам» на объектах и длительные паузы в лавочках/коврах/духах/дегустационных залах.

Но все же решилась, т.к. с вывихнутой рукой у нас особого выбора не было. Морально подготовилась не психовать на всех этих точках-заманухах (в программе был винный погребок и пасека). Решила, что просто посмотрю, как там что (последний раз была в Абхазии в 1988 и, признаться, мало что помню), чтоб на будущую нормальную поездку иметь представление.

А в итоге всё вышло весьма неплохо. Да галопом, да, заманухи, но гид Лаврик был весел и говорлив (спишем две шовинистические шутки, над которыми посмеялся весь автобус, за культурные особенности), аудитория адекватна, а природа Абхазии и случайно перепавший нам феномен в виде последствий снегопада — изумительны.

Со снегом отдельная история. Пришёл мощный циклон и три дня в Сочинском районе и Абхазии валил снег, чего в этих краях не видели последние 35 лет. У абхазов реально паника и ЧП. Дети не ходят в школу (-2!), машины не ездят по улицам — зимней резины практически ни у кого нет, и нет техники, чтобы расчистить всё это. В день нашей поездки началось потепление. Снег ещё лежал, экзотично покрывая пляжи, пальмы и мандарины на деревьях, но светило яркое весеннее солнце — нам такая погода только в радость.

Из-за погодных условий, однако, маршрут поездки изменился. Мы не поехали в Сухум — рекомендовали не ездить по плохой, заснеженной дороге. Заменили его на Лыхны.

Встать мне пришлось в 4.30, вниз, с нашей горы, спуститься на маршрутке и в 5.45 сесть в автобус с несколькими такими же «горными» товарищами. Основная масса туристов села уже в Адлере, где мы объехали пяток отелей, чтобы всех забрать. Что логично: кто добровольно променяет горы на экскурсии, если уж приехал кататься?

Не прошло и трех минут, как мы отъехали от адлерского отеля «Bridge resort» (а мы же семьей в нем останавливались прошлой зимой!), как наступила граница. Прям уж очень неожиданно и быстро.

Порядок прохода группы туристов через российско-абхазскую границу следующий. Сначала, перед автомобильным пунктом пропуска «Адлер» (через который мы пересекали границу) заходит пограничник и смотрит у всех паспорта (у детей — свидетельства о рождении). Потом автобус подъезжает к терминалу. Все туристы высаживаются с вещами из автобуса и в здании в будочках предъявляют пограничникам паспорта. Пограничники могут спросить что-нибудь. Меня просили назвать точный адрес прописки. Никаких штампов никто никуда не ставит.

Автобус в это время тоже досматривают. Когда он проезжает терминал, все туристы забираются внутрь и двигают на абхазскую сторону.

Порядок прохождения границы Абхазии такой: автобус слегла притормаживает около пограничника, передает ему через окошко список пассажиров (фамилия, инициалы) и…уезжает.

Границу можно еще пересекать пешком и на личном транспорте, но такого опыта пока еще у меня не было.

На обратном пути на абхазском пункте нас высадили (по техническим вопросам, меняли автобус) и отправили в Duty Free, где обнаружился алкоголь по гуманным ценам. А на российском — также, как и туда — на выход с вещами и паспортом.

В Эсто-Садке я была около 22 часов.

Маршрут:

• Гагры: колоннада, пляж, винный погреб с дегустацией.
  • Пицунда: Пицундский храм, музей истории Пицунды.
  • Бзыпское ущелье и медовая пасека.
  • Лыхны: храм VIII века и развалины замка абхазских царей.
  • Новоафонский водопад и станция Псырцха.
  • Дача Сталина, Новоафонский монастырь.